Вторник
16.04.2024
17:25
Форма входа
Полезные сайты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Винокурова Галина Ивановна
Главная » Статьи » Методическая работа

инновационное обучение

  Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание.

Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Тема инновационного опыта нашей лицея № 24:

 «Создание единого информационного пространства как фактора повышения эффективности обучения, воспитания и управления».

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 24» ориентирован на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Управление лицеем осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – Совету лицея. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной, национальной, методической, воспитательной и хозяйственной части.

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема  создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть решена посредством внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ).

Инновации в лицее

Лицей № 24 на протяжении трех лет использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.

За анализируемый период наблюдается положительная динамика использования инновационных технологий. В ходе анализа были сделаны следующие выводы:

100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения; а 95% учителей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно (см. таблицу);

75% учителей прошли курсы повышения квалификации

82% педагогов активно используют компьютер в учебном процессе.

 Все педагоги прошли обучение по овладению базовой ИКТ - компетентностью, 70% были обучены повышенному уровню владения компьютером.

 Внедрение информационных технологий идет через реализацию проекта программы информатизации, цель которой – повышение качества образования путем информатизации образовательного процесса. Комплектуется школьная медиатека, приобретены лицензионные программы, тренажеры, электронные учебники, энциклопедии, создан каталог презентаций к урокам.

 

 Оснащенность предметных кабинетов презентационным оборудованием и интерактивной техникой составляет 50% от всех предметных кабинетов. В рамках программы Наш Проект "Образование" все школы России получили базовые пакеты программ по информатике СБПО, с Линукс и Свободным ПО. В нашем лицее открытое ПО установлено и апробировано.

 Современные образовательные технологии.

  Использование учителями на уроках:

·  Личностно- ориентированное обучение

28 учителей (50%) пошли курсовую подготовку. Применяются на уроках русского языка, литературы, биологии, химии, географии, иностранного языка, технологии, истории, МХК, литература. 

·  Информационно- коммуникационные технологии       

Математика, иностранный язык, биология, химия, технология, история, информатика, МХК, окружающий мир, чтение.

·  Проектно - исследовательская технология      

Иностранный язык, химия, технология, биология, география, информатика.

·  Здоровье сберегающие технологии        

На всех уроках.

·  Коллективно- индивидуальная мыследеятельность    

Иностранный язык, литература, биология, география, физика.

 

·  Блочно – модульная технология 

Биология, иностранный язык, физика, история, обществознание, математика.

·  Развивающая система Л.В.Занкова      

В 1,2,3 классах.

·  Дидактическая система «Школа 2100» 

В 1 классе.

·  Игровые технологии

На всех уроках в начальной школе.

 

Одним из направлений модернизации лицея является дифференциация  и индивидуализация обучения. Педагогический коллектив участвует в эксперименте по предпрофильной подготовке и профильному обучению, что значительно расширило и улучшило качество предлагаемых населению образовательных услуг, позволило создать условия для личностного и профессионального самоопределения  школьников, созданы и апробируются новые учебные программы, разработаны и ведутся элективные курсы.

Цель предпрофильного этапа в 9 классе: ориентация учащихся на осознанный выбор направления образования в школе третьей ступени, на профориентацию учащихся, не желающих продолжать образование в 10 классе.

Содержание предпрофильного этапа в 9 классе:

класс с углубленным изучением одного – двух предметов, в зависимости от социального заказа и наличия ресурсов лицея;

проектно – исследовательская деятельность;

введение курса психология для формирования устойчивой мотивации к учебной деятельности и формирования профориентации;

воспитательные проекты классных руководителей, сопровождающиеся диагностическими исследования с участием всех специалистов лицея.

 На 3 ступени ведется углубленное изучение предметов для ориентации выпускников к последующему профессиональному образованию:

организованы и функционируют профильные классы социально-эконимического направления;

Кому-то все наши инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для нас это очень прогрессивные шаги:

·  сложилась устойчивая система преподавания английского языка на первой ступени обучения (УМК "Enjoy English" М.З. Биболетовой и др.);

·  переход на новые УМК по всем предметам, и соответственно, освоение авторских технологий;

·  введение предмета "Информатика" с 8-го класса + начальная школа со 2 кл;

·  Внедрение дистанционных форм работы (участие в конференциях, семинарах, олимпиадах, профиль-классах, курсах для учителей);

·  использование существующих и разработка собственных методик формирования классов с углубленным изучением отдельных предметов;

·  разработка учителями собственных элективных курсов;

·  разработка и проведение "Фестиваля методических идей"; и т.д.

 

     В лицее планомерно осуществляется работа по повышению уровня квалификации педагогических кадров, курсовая переподготовка проводится в соответствии с планом-графиком. План-график  формируется с учетом необходимости прохождения курсовой переподготовки, с учетом запросов учителей,  в связи с переходом на новый БУП и профилизацию. В настоящее время 100% учителей лицея прошли обучение по овладению информационными технологиями.

       В лицее уделяется пристальное внимание вопросам аттестации педкадров. Состав учителей с высшей и первой квалификационными категориями возрос за последние 3 года  с 67% до 75%, что является доказательством эффективной методической работы в лицее.

         Лицей № 24 принимает активное участие в реализации ПНП «Образование». Многие учителя  лицея  являются победителями конкурса лучших учителей в рамках ПНПО. Педколлектив  лицея  в 2007-2008 учебном году участвовал в конкурсе лучших школ в рамках ПНПО.  

       Передовой педагогический опыт учителей  лицея обобщается и распространяется в  лицее и школах города через открытые уроки, мастер-классы  на базе нашей лицея.

       Работа по обновлению содержания образования осуществляется в МОУ  "Лицей № 24" по направлениям:

  •  введение курса информатики со 2 класса, овладение информационными технологиями, их использование учителями-предметниками. Лицей приобрёл медиатеку, современное компьютерное оборудование. Для эффективной работы  создан мультимедийный кабинет, возможности которого используются пока недостаточно. Следует использовать    возможности информационных  технологий и для диагностики качества знаний;
  • ведется раннее обучение иностранному языку;
  • овладение здоровье сберегающими технологиями;
  • введена предпрофильная подготовка;
  • реализуются на III ступени программы курсов: «Экономика», «Право», способствующие  социализации учащихся;
  • на 3 ступени созданы классы социально-экономического профиля.

      В лицее апробируются современные УМК в соответствии с БУП-2004 на I, II, III ступенях обучения. Вопросы, связанные с  реализацией новых УМК, систематически заслушиваются на заседаниях  методического совета.

      Успешно реализуется направление - работа  с одаренными учащимися. Эта работа осуществляется как через учебную так  и внеклассную деятельность, индивидуальную работу. Результатом эффективной работы является то, что ежегодно учащиеся нашего лицея становятся победителями призерами на разных уровнях.

        В лицее осуществляется методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся.  Созданы профильные  классы  социально-экономического профиля. Учителями  лицея разработаны и реализованы программы,  на основе стандарта базового и профильного уровней,  разработаны и предложены учащимся ряд программ элективных курсов.

       В  лицее развивается служба мониторинга. Результаты диагностических исследований помогают вносить своевременные коррективы в планы работы лицея по различным направлениям.

Так по результатам исследований наблюдается положительная динамика качества освоения учебных программ учащимися лицея.

Анализ результатов итоговой аттестации показывает, что подавляющее большинство выпускников лицея подтверждают свои оценки, в том числе и в форме ЕГЭ.

Анализ результатов анкетирования выпускников лицея  показал, что 90% опрошенных вполне устраивает школа, в которой они учатся. Здесь комфортные условия, понимающие и знающие свой предмет учителя, создаются условия для развития учащихся.

   Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.

                                                                                                    Винокурова Г.И

Категория: Методическая работа | Добавил: Galina (08.11.2011)
Просмотров: 2828 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: